Инфографика

Информационной графикой (или просто инфографикой) можно назвать любое сочетание текста и графики, созданное с намерением изложить ту или иную историю, донести тот или иной факт. Инфографика работает там, где нужно показать устройство и алгоритм работы чего-либо, соотношение предметов и фактов во времени и пространстве, продемонстрировать тенденцию, показать как что выглядит, структурировать большие объемы информации. Это один из видов альтернативного изложения определенной информации. А благодаря необходимой информации человек учится, работает, развивается психологически и физически. Примеры инфографики, созданной в РГ Welcome Media - на нашем канале в YouTube: youtu.be/ayibEfOOWTk  и youtu.be/OOeXUn3OT68

Особенности инфографики — графические объекты, полезная информационная нагрузка, красочное представление, наглядное и осмысленное представление темы. При этом главным критерием качества являются логический порядок и читабельность. Простота, ручная графика, небольшие фрагменты, одна идея в одной работе, — были и остаются основными правилами успеха.

Самая простая инфографика —это таблицы, круговые диаграммы, графики, карты, логические схемы. Более сложная инфографика может комбинировать текстовые блоки, фотографии, карты, таблицы, диаграммы, реконструкцию событий, даже комиксы — все, что может помочь создать полновесный графический рассказ. Действительно, человеку порой гораздо проще схватить суть явления, если он видит его наглядное визуальное представление, снабженное четкими, внятными комментариями, нежели вчитываться в длинный сухой текст. С помощью инфографики вы гарантированно привлечёте к своей идее больше людей, чем без неё.

Идеально выполненная инфографика представляет собой законченный информационный блок, который можно усвоить самостоятельно, без чьей-либо помощи, причём весьма эффективно.
Одним из прародителей современной типографики является Отто Нейрат (Otto Neurath), который изобрел систему визуального языка International System of Typographic Picture Education или просто Isotype.
Отто Нейрат был австрийским философом-марксистом, социологом и экономистом. Одним из организаторов и лидеров Венского кружка. Собственно этим он и занимался возглавляя различные государственные и муниципальные организации. В Вене он стал примать участие в одном из проектов, который со временем превратился в "Социально-Экономический Музей" (Gesellschafts- und Wirtschaftsmuseum). В 1925 году эта организация была открыта и возглавил ее Отто Нейрат. Своей целью Социально-Экономический Музей ставил показать людям всю сложность и неравноправность социально-экономических отношений в обществе. Для этого было решено подавать информацию визуально, что позже было названо Венский метод. Он разрабатывался на протяжении между 1925 и 1934 годами.

Но рисовать Отто не умел и для воплощения задуманного ему нужна была команда. В 1926 году на художественной выставке в Дюсельдорфе он знакомится с немецким художником Гердом Арцем (Gerd Arntz), чьими руками впоследствии и была создана система пиктограмм Isotype. Таким образом Нейрат имел отношение к разработаным пиктограммам Isotype не больше, чем директор современной дизайн-студии к работам дизайнера этой студии. Он был идеологом, в некоторой степени арт-директором, но не более.
Герд Арц был по образованию учителем рисования и черчения. Часто использовал свои художественные таланты, как инструмент в пропаганде своих левых политических взглядов и борьбе с социальным неравенством. Для этого активно участвовал во всевозможных выставках и печатал свои графические работы. После знакомства с Нейратом он отправил ему несколько своих работ и в 1928 году был приглашен возглавить отдел графики при Социально-Экономическом Музее.
Несмотря на схожесть политических взглядов Арцу и Нейрату нелегко давалось сотрудничество. Оба были выраженными индивидуальностями и отстаивали свое мнение, особенно трудно давались компромиссы творческой натуре Герда Арца. Позже он писал: "Художникам приходилось упрощать изображения, отступая от реализма и добавляя схематичности. В то время, как я сразу предложил статическую фигуру человека без рук и ног, которую можно дополнять показывая движение и социальные различия. Сначала мне было очень трудно протолкнуть "мой стиль". Нейрат сомневался и всегда хотел увидеть альтернативные варианты, когда для меня "внутри" уже было все решено" ( Cornelis Veenstra, The Vienna Method. Opus cit. Kees Broos, The Vienna Method for pictorial Statistics.)

Таким образом стилистика современных пиктограмм и иконок воспринималась в то время осторожно и Отто Нейратом в том числе. Арцу пришлось приложить усилия и переубедить своего руководителя в выборе графических решений. Хотя сказать, что Арц был единоличным создателем Isotype тоже нельзя. В рамках работы над проектом приглашались другие художники и графики - Peter Alma из Амстердама, Augustin Tschinkel из Праги, студенты из Bauhaus in Dessau. Свою лепту в проект внес и известный типограф Ян Чихольд (Jan Tschichold). По его рекомендациям в оформлении использовался шрифт Futura. Но вклад Герда Арца в разработку Венского метода визуальной статистики действительно велик. Для Isotype им было разработано порядка 4000 знаков и пиктограмм.
Часть из них можно посмотреть на сайте посвященному Герду Арцу www.gerdarntz.org

В 1930 году в Лейпциге издается атлас "Gesellschaft und Wirtschaft. Bildstatistisches Elementarwerk" (Общество и Экономика. Основы визуальной статистики), который содержал около 100 инфографических таблиц разработанных и оформленных Гердом Арцем. Это издание вызвало большой интерес в Австрии и за ее пределами. В разных странах стали активно использовать Венский метод, создаваться подобные организации.

В 1931 году Герд Арц переезжает в СССР для работы в проектах Института изобразительной статистики (ИЗОСТАТ). При его участии были созданы иллюстрации для Плана второй пятилетки, достижений советских военно-воздушных сил, строительства нового метро. Инфографика печаталась в советских газетах.

Сотрудничество Социально-Экономического Музея и ИЗОСТАТ прекращается в 1934 году. В это же время в Австрии происходят политические события, в результате которых Социально-Экономический Музей закрывают, а Нейрат и Арц вынуждены эмигрировать в Голандию. Там они работают в Международном фонде визуального образования в Гааге, где продолжают развивать направление Isotype, но уже для голандской визуальной статистики. В этот период Нейрат и Арц комбинируют графику и диаграммы. Ищутся визуальные решения не просто отобразить сухую статистику, но и графически показать взаимодействие между группами данных. В результате издается книга "Modern Man in the Making"(1939)

В 1940 году Нейрат эмигрирует в Англию и основывает Институт Isotype в Оксфорде, становится консультантом и разработчиком диаграмм для намеченной перестройки трущоб Билстона, около Вулвергемптона. Там он работает вплоть до своей смерти в 1945 году, но уже в паре с Мари Райдемайстер. После его смерти она продолжает развивать Институт Isotype, но постепенно отходит от статистики и создает инфографику для образовательных и детских проектов. Ее работы получили международное признание после участия в образовательных программах Западной Нигерии.

Герд Арц не эмигрирует вместе с Нейратом в Англию, а остается в Голандии. Он становится графическим директором Голандского Фонда Статистики, а со временем занимает должность генерального директора Центрального бюро статистики с целью собрать и визуально отобразить статистические данные для промышленности и правительства Голандии. Позже создает работы для ЮНЕСКО в области визуальной статистики, становится почётным членом Графической школы Нидерландов. Умерает в 1988 году в Гааге.
Isotype не стал международным универсальным графическим языком, как пророчили некоторые. Но он дал толчок развитию целого направления в графическом дизайне — инфографике. Графика Isotype послужила прототипом тех пиктограмм, которыми мы пользуемся и по сей день для навигации в аэропортах, вокзалах и станциях. Трудно выделить заслуги кого-то одного в успехе этого проекта. Каждый из них отлично справился со своей ролью - Отто Нейрат, как идеолог, идейный вдохновитель и руководитель, а Герд Арц, как график, дизайнер и художник. Isotype - это результат того самого успешного симбиоза руководителя и дизайнера.

В 1982 году Издатели газеты USA Today стали использовать сочетание графики и текста в выпусках своего печатного издания, известного эпатажными статьями о жизни знаменитостей и банкиров. За несколько лет газета вошла в пятерку самых читаемых изданий страны. Одним из наиболее заметных и востребованных читателями нововведений USA Today стали детальные, хорошо прорисованные картинки с поясняющими комментариями — инфографика. Американские читатели быстро поняли и приняли преимущества такого способа передачи информации — инфографика передавала сообщение быстрее, чем текст (один качественно сделанный рисунок заменял до пяти страниц текста) и подробнее, чем стандартная иллюстрация (благодаря детальности рисунка и точным тезисным комментариям).
Со временем выяснилось, что инфографика является не только технологией, не только сферой бизнеса, но и искусством. При этом, степень владения этим искусством напрямую влияет на доходность издательского бизнеса. Именно поэтому сегодня такие журналы как «Эсквайр» и «Нью-Йоркер» выделяют на создание инфографики 3-4 ведущих дизайнеров и одного журналиста — автора стержневой идеи. В этих условиях инфографика — новый, очень эффективный способ рассказывать истории и подавать факты.
На сегодняшний день инфографика проникла практически во все сферы человеческой деятельности. Она стала инструментом бизнеса, с её помощью распространяется самая разная информация, от рекламы до серьёзных научных данных. По сути любая презентация со слайдами или видео это на 90% инфографика, а на 10% пояснения автора.

С развитием интернета этот способ подачи информации получил дополнительный толчок к развитию, появилось множество интересных сайтов и блогов, освещающих эту тему. В рунете пожалуй стоит отметить  Инфографер и Вме100слов.
Сегодня изображение — это одна из форм коммуникаций, играющая важную роль в презентации идей. Одно грамотное изображение стоит тысячи слов. Оно способно упростить смысл и в то же время передать всю необходимую информацию. Изображения делают информацию более привлекательной и убедительной. В сфере искусства изображения отражают основные течения коллективного восприятия. В сети интернет вы можете увидеть одни и те же популярные изображения на сайтах разных языковых групп. Русские, китайские, французские или английские. Они не требуют перевода.

Популярность различных социальных сетей, фотоархивов, блогов помогает  легко и просто донести нужную информацию до общественности. Инфографика в этой ситуации становится достаточно хорошим инструментом, который способен помочь распространить необходимую информацию среди масс. Этому способствует также формирующаяся “экранная” культура современного человека.

Как и видеоролики изображения могут распространяться в сети интернет с молниеносной скоростью. Достаточно лишь небольшого искусственного толчка.  Визуальные образы определенно имеют неоспоримую ценность в распространении идей. Особенно в тех случаях, когда они грамотно интегрируются в текст. Уникальный, оригинальный образ может привлечь внимание большого числа зрителей. Одной из популярных форм распространения идей при помощи визуальных образов является инфографика.
Вершина качества инфографики — интерактивная инфографика. Она позволяет представить большой объем разношерстной информации в организованном виде, который будет удобен для  просматривающего. Сегодня мы буквально купаемся в потоках информации, а значит велик риск передозировки. Инфографика действует как фильтр, отделяющий смысл от фонового шума.

Основная цель инфографики — информирование. При этом часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит некоторые пояснения. Если говорить о стиле передачи информации, то он может быть очень разным. Все зависит в первую очередь от того, какую цель преследует составитель. Какие чувства он хочет пробудить в тех  людях, которые будут наблюдать за его работой? И вообще кто является целевой аудиторией для данного изображения? Инфографика базируется на определённых законах построения информационной графики, поэтому далеко не каждое изображение с данными можно назвать инфографикой.

Несколько практических советов дизайнерам и иллюстраторам:
1. Сперва подумайте, что вы хотите сказать, а не как вы хотите это изобразить.
2. Поговорите с авторами материала и специалистами по теме, не пытайтесь сделать все сами.
3. Содержание важнее формы. Не жертвуйте смыслом ради того, чтобы инфографика выглядела «красиво».
4. Сделайте инфографику разборчивой.
5. Используйте цвет в качестве руководства для читателей. Цветные маркеры могут помочь читателю сосредоточиться на конкретной области в инфографике.
6. Визуализация должна иметь точку входа, которая содержит информацию, помогающая читателю анализировать данные, если они хотят этого.
7. Убедитесь, что простой текст не будет объяснить историю лучше, чем инфографика.
8. Будьте сфокусированы в подаче информации, не распыляйтесь. Не пытайтесь втиснуть много лишней информации в визуализацию.
9. Пусть ваша инфографика будет простой, при этом изображение нужно сделать понятным и нескучным одновременно.
10. Статистические и цифровые данные — конкретная вещь, и это означает, что свобода творчества при их визуальном представлении сильно ограничена. Разумеется, информационные графики должны быть точными, то же относится к масштабу, пропорциям и единицам измерения (точнее, к их однородности). При создании графика или диаграммы, в которых сравнивается количество, необходимо убедиться в том, что соотношение иллюстрируется четко.
 
Основная часть инфографики создаётся за пределами России, но российская инфодизайнерская школа постепенно включается в работу с данными.
Инфографика – это модно, лаконично и популярно, вот почему большинство преуспевающих предпринимателей и менеджеров предпочитают именно такой способ размещения информации в Интернете, газетах, журналах и рекламных щитах.

Возврат к списку